Вальдорфская педагогика

Вопросы, связанные с развитием и воспитанием детей. Обсуждение методик раннего развития. Советы педагогов и психологов.
Аватара пользователя
Serafima
Старейшина
Сообщения: 416
Зарегистрирован: 14 мар 2008, 12:28
Защита от роботов: 0
Откуда: Оттуда:)

Вальдорфская педагогика

Сообщение Serafima » 23 мар 2008, 00:08

Статьи по вальдорфской педагогике:
Вальдорфская педагогика
Вальдорфская педагогика:мифы и реальность
Вальдорфская педагогика
Заметки «Вальдорфской» мамы

Основоположником вальдорфской педагогики является немецкий философ и общественный деятель Рудольф Штайнер, который в 1919 году предложил открыть при табачной фабрике Вальдорф Астория маленькую школу для детей рабочих. Впрочем, очень скоро контингент учащихся пополнился представителями самых разных социальных слоев, так что фактически Штайнер и его последователи совершили переворот в тогдашней системе обучения, положив в основу новой школы принципы уважения к личности ребенка и его гармоничного развития.
Вальдорфская школа изначально была ориентирована на личность ребенка независимо от его интеллекта, возраста, национальности. Именно поэтому вальдорфскую педагогику нередко называют «педагогикой равных возможностей».
Последователи вальдорфской системы образования – противники раннего развития интеллекта, ибо «абстрактным дисциплинам можно начинать лишь тогда, когда сформировался эмоциональный мир ребенка». (что, имхо, очень-очень правильно) Спецификой вальдорфской педагогики является очень позднее обучение детей чтению, письму и счету - считается, что обучение и стимуляцию интеллекта можно начинать только тогда, когда эмоциональный мир ребенка уже сформировался. А это, согласно Штайнеру, происходит к 14 годам (!). Интеллект ребенка стремятся "не отягощать" - первоочередное внимание уделяется "творческому" развитию.
Педагоги стараются приблизить ребенка к природе и наглядно дать ему представления об окружающем мире: показывают процесс выращивания пшеницы и изготовления ниток, ухода за животными и т.д. (правда, объяснения даются тоже с оккультных позиций).
В школе нет оценок, детей не оставляют на второй год - главной своей целью педагоги считают создание такой психологической атмосферы в школе, в которой ребенку было бы комфортно. В вальдорфской педагогике большее внимание уделяется тому, как учитель относится к процессу преподавания, отношениям учителя и ученика, самочувствию ребенка в школе, чем конкретным знаниям. Считается, что для учащихся младшего и среднего школьного звена отношения с учителем важнее предмета (выделение мое - S).Основной педагогический метод - совместное (с учителем) открытие окружающего мира и удивление им.
Предполагается, что подобные отношения и вся педагогическая система формируют у детей мотивацию учиться.
Группы вальдорфских детских садов не формируются по возрастному принципу, т.е. в одну группу могут ходить 3-х и 6-летние дети.
Педагогика Рудольфа Штайнера исходит из того, что основной – ведущей - деятельностью ребенка является игра. Поэтому «свободная сюжетно-ролевая игра детей рассматривается как специфическая для дошкольников форма подражания, в которой ребенок постигает мир и выражает себя. Все поведение воспитательницы и оборудование детского сада должны способствовать свободной игровой деятельности детей».
Очень много времени дети занимаются прикладным творчеством: керамикой, вышиванием, ткачеством, резьбой по дереву. В вальдорфской школе очень много театрализованных праздников, драматических и кукольных спектаклей (кукол для них изготавливают только из натуральных материалов).
Также большое внимание уделяется лепке, рисованию, музыке и ритмике.
По вальдорфской системе в России работают не только сады, но и несколько школ. Первые получили довольно широкое распространение, вторые россиянам скорее в диковинку, да к тому же бытует мнение, что образование в вальдорфских учебных заведениях идет не в соответствии с девизом «Быстрее. Выше. Сильнее», что, естественно, не удовлетворяет родителей, считающих, что 15 лет – сенситивный период для изучения математического анализа.
Естественно, при всех его мажорных характеристиках, вальдорфский сад имеет и недостатки. Они, на мой взгляд, неплохо расписаны здесь.
Что скажете о вальдорфской системе?
Последний раз редактировалось Serafima 23 мар 2008, 00:31, всего редактировалось 1 раз.
Теперь гайда мне и каваль поют, не умолкая...

Аватара пользователя
Serafima
Старейшина
Сообщения: 416
Зарегистрирован: 14 мар 2008, 12:28
Защита от роботов: 0
Откуда: Оттуда:)

Re: Вальдорфская педагогика

Сообщение Serafima » 23 мар 2008, 00:30

В дополнение к теме список детских садов России, работающих по программе Вальдорф, я выложила здесь
Теперь гайда мне и каваль поют, не умолкая...

Аватара пользователя
Serafima
Старейшина
Сообщения: 416
Зарегистрирован: 14 мар 2008, 12:28
Защита от роботов: 0
Откуда: Оттуда:)

Re: Вальдорфская педагогика

Сообщение Serafima » 23 мар 2008, 00:38

На мой взгляд это – идеальный детский сад, многочисленные плюсы которого перевешивают небольшие издержки его философской основы. Так случилось, что мой ребенок определенное время ходил именно в разновозрастную группу, и этот период совпал у нее со скачком (нет - гигантским прыжком) в развитии. Она резко (за две недели) начала говорить предложениями, она начала играть в сюжетно-ролевые игры (это в полтора года!), сейчас с успехом использует предметы-заменители для своих игр. На 100% уверена, что все это - отголоски общения с 3-6-летками, которые показывают ей довольно сложные вещи, но объясняют на ЕЕ языке.
Теперь гайда мне и каваль поют, не умолкая...

Аватара пользователя
alevtina
Завсегдатай
Сообщения: 165
Зарегистрирован: 12 мар 2008, 20:42

Re: Вальдорфская педагогика

Сообщение alevtina » 23 мар 2008, 21:00

Вот и я заметила, что общение с более взрослыми детишками идет малышне только на пользу. Те дети, у которых есть старшие братья или сестры, как-то быстрее все начинают делать. Если своих нет, то хорошо бы общаться с чужими детками постарше. А такой детсад, что Serafima пишет, - это вообще сказка.

Аватара пользователя
Alisa
Модератор
Сообщения: 917
Зарегистрирован: 12 мар 2008, 22:06
Защита от роботов: 16
Откуда: Россия

Re: Вальдорфская педагогика

Сообщение Alisa » 24 мар 2008, 11:29

Я бы тоже хотела чтоб мой ребенок ходил именно в такой садик, а вот в школу такую не отдала бы: не имею информации по статистике поступления таких детей в ВУЗы.


Вернуться в «Развитие малыша»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость