Вальдорфская педагогика
Вальдорфская педагогика:мифы и реальность
Вальдорфская педагогика
Заметки «Вальдорфской» мамы
Основоположником вальдорфской педагогики является немецкий философ и общественный деятель Рудольф Штайнер, который в 1919 году предложил открыть при табачной фабрике Вальдорф Астория маленькую школу для детей рабочих. Впрочем, очень скоро контингент учащихся пополнился представителями самых разных социальных слоев, так что фактически Штайнер и его последователи совершили переворот в тогдашней системе обучения, положив в основу новой школы принципы уважения к личности ребенка и его гармоничного развития.
Вальдорфская школа изначально была ориентирована на личность ребенка независимо от его интеллекта, возраста, национальности. Именно поэтому вальдорфскую педагогику нередко называют «педагогикой равных возможностей».
Группы вальдорфских детских садов не формируются по возрастному принципу, т.е. в одну группу могут ходить 3-х и 6-летние дети.Последователи вальдорфской системы образования – противники раннего развития интеллекта, ибо «абстрактным дисциплинам можно начинать лишь тогда, когда сформировался эмоциональный мир ребенка». (что, имхо, очень-очень правильно) Спецификой вальдорфской педагогики является очень позднее обучение детей чтению, письму и счету - считается, что обучение и стимуляцию интеллекта можно начинать только тогда, когда эмоциональный мир ребенка уже сформировался. А это, согласно Штайнеру, происходит к 14 годам (!). Интеллект ребенка стремятся "не отягощать" - первоочередное внимание уделяется "творческому" развитию.
Педагоги стараются приблизить ребенка к природе и наглядно дать ему представления об окружающем мире: показывают процесс выращивания пшеницы и изготовления ниток, ухода за животными и т.д. (правда, объяснения даются тоже с оккультных позиций).
В школе нет оценок, детей не оставляют на второй год - главной своей целью педагоги считают создание такой психологической атмосферы в школе, в которой ребенку было бы комфортно. В вальдорфской педагогике большее внимание уделяется тому, как учитель относится к процессу преподавания, отношениям учителя и ученика, самочувствию ребенка в школе, чем конкретным знаниям. Считается, что для учащихся младшего и среднего школьного звена отношения с учителем важнее предмета (выделение мое - S).Основной педагогический метод - совместное (с учителем) открытие окружающего мира и удивление им.
Предполагается, что подобные отношения и вся педагогическая система формируют у детей мотивацию учиться.
Педагогика Рудольфа Штайнера исходит из того, что основной – ведущей - деятельностью ребенка является игра. Поэтому «свободная сюжетно-ролевая игра детей рассматривается как специфическая для дошкольников форма подражания, в которой ребенок постигает мир и выражает себя. Все поведение воспитательницы и оборудование детского сада должны способствовать свободной игровой деятельности детей».
Также большое внимание уделяется лепке, рисованию, музыке и ритмике.Очень много времени дети занимаются прикладным творчеством: керамикой, вышиванием, ткачеством, резьбой по дереву. В вальдорфской школе очень много театрализованных праздников, драматических и кукольных спектаклей (кукол для них изготавливают только из натуральных материалов).
По вальдорфской системе в России работают не только сады, но и несколько школ. Первые получили довольно широкое распространение, вторые россиянам скорее в диковинку, да к тому же бытует мнение, что образование в вальдорфских учебных заведениях идет не в соответствии с девизом «Быстрее. Выше. Сильнее», что, естественно, не удовлетворяет родителей, считающих, что 15 лет – сенситивный период для изучения математического анализа.
Естественно, при всех его мажорных характеристиках, вальдорфский сад имеет и недостатки. Они, на мой взгляд, неплохо расписаны здесь.
Что скажете о вальдорфской системе?