В связи с нашим двухлетием решила освежить в памяти игрушки и игры, которые положены нам по возрасту. Нашла отличную статью. Вот начало, остальное в ссылке.
"Игрушечное хозяйство" для детей от 2 до 3 лет
Ирина Филиппова
Детский психолог Центра игры и игрушки при МГППУ
Совершенствуем умения
На протяжении всего раннего возраста (от года до трех лет) ребенок знакомится, усваивает и совершенствует различные предметные действия, учится использовать бытовые предметы, играть с игрушками, а также овладевает речью, что способствует развитию наглядно-образного и символического мышления на следующем возрастном этапе. На третьем году жизни малыш совершенствует освоенные действия с предметами, стремится проявить свою активность, постепенно усложняя игры. Ассортимент необходимых игрушек расширяется, поскольку с развитием ловкости и наглядно-действенного мышления крохе требуются более сложные игрушки.
Признание достижений ребенка со стороны взрослого способствует тому, что малыш стремится к результатам в деятельности, что является своеобразным утверждением собственного Я. Такой важный, интенсивный возрастной период заканчивается кризисом трех лет, когда возрастает самостоятельность малыша и формируется целенаправленность в действиях.
Для нормального и своевременного развития крохе необходимо обеспечить полноценную развивающую среду и возможность действия с различным игровым материалом. Рассмотрим основные виды игровой активности малыша двух лет и необходимые для этого игрушки.
Порядок в игрушечном мире
У многих детей к двум годам появляется способность и желание к установлению порядка в окружающем его мире, так называемый детский педантизм. Ребенок требует точного соблюдения всех церемоний, и ему не нравится, если что-то лежит не на своем месте. Дети с удовольствием раскладывают игрушки по местам, которые определил для них взрослый, стараются соблюдать правила в действиях с различными предметами. У крохи появляется свое «игрушечное» хозяйство. Учитывая это, можно легко приучить ребенка соблюдать режим, а также помочь малышу организовать свои действия. Это время самое благоприятное для того, чтобысделать первый шаг в приучении к аккуратности – это останется с ним на всю жизнь, но если упустить это время, наверстать его будет достаточно сложно.
К двум годам необходимо обеспечить ребенку его собственное пространство. Будь это игровой уголок или целая детская комната, ребенок должен понимать, как это пространство организовано. Каждая вещь должна иметь свое место и предназначение, в первую очередь это касается игрушек, ведь это собственность малыша. Организовать пространство помогут полки, стеллаж, коробки, корзинки и пр. Кубики и строительный конструктор должны располагаться на полу, так малышу будет удобней делать постройки. Для действий с некоторыми игрушками (вкладыши, волчки, картинки и др.) понадобится детский стол и стульчик. Для игры в кукол следует отвести игровой уголок с необходимой кукольной утварью (кроватка, посуда, одежда и пр.). Кроме того, важно обеспечить свободное пространство на полу для игры в мяч, перевозки игрушек в машинках и тех же построек из кубиков. Любимые игрушки малыша, которые обязательно появляются в этом возрасте, также должны располагаться в доступном месте, например, на нижних полочках стеллажа, чтобы малыш не прибегал к вашей помощи, когда захочет поиграть с ними. На верхних полках следует разместить те игрушки, которые требуют особого, бережного отношения. В таком продуманном пространстве малышу будет легче организовывать свои действия и поддерживать порядок.
Стремление малыша действовать «так как надо», то есть, так как определил взрослый, поможет вам приучить ребенка к порядку в разных областях жизни и привить хорошие привычки. Помните, малышу важно знать, что он делает правильно – чувствовать самостоятельность и получать от вас похвалу за собственные действия.
Рождение игры
Третий год жизни ребенка знаменуется зарождением, началом игры. Это еще не игра в полном смысле этого слова, то есть осознаваемая ребенком, творческая игровая деятельность. Но уже и не те предметно-практические действия с игрушками, которые доминировали на втором году жизни. Теперь малыш не просто пробует свойства разных игровых материалов, а использует их по назначению, воспроизводя жизненные события: покормить куклу, уложить ее спать, сварить кашу и пр. Такая игра называется процессуальной, потому как смысл ее не в сюжете, а в самом процессе действия. Малыш может долго повторять одно и то же действие, например, укладывать куклу спать. Одно действие может переходить в другое без логической связи: уложили куклу спать, потом сразу же кормим ее и опять пора укладывать спать и т.д. Малыш воспроизводит те же действия, что показал ему взрослый, не изобретая ничего нового, быстро отвлекаясь и бросая начатое дело. Но, несмотря на такую хаотичность и непоследовательность игровых действий, процессуальная игра важна, она предшествует настоящей творческой игре и необходима для ее развития.
Игра не может возникнуть сама по себе, необходима помощь умеющих играть, родителей или старших детей, - тех, кто передаст малышу основы этого важного занятия. Поэтому от вашего непосредственного участия, от совместной игры с крохой зависит то, насколько полной, развитой и творческой будет его игра. Важно вместе с малышом пройти этот увлекательный путь от простых игровых действий (кормление куклы ложкой) до настоящей творческой игры, в которой ребенок может взять на себя роль мамы или дочки, врача или пациента.
Для того чтобы организовать игру, понадобится небольшое количество реалистических игрушек: куклы, кукольная посуда, кроватка, стульчик, расческа и пр. Помните, игрушек не должно быть слишком много, поскольку это дезориентирует ребенка. Выберите самое необходимое.
Подбираем игрушки для малыша:
Достаточно, если у ребенка будет 2-3 разные куклы:
Тряпичные (высота – до 30 см );
Пластиковые;
Кукла-голыш с набором простой одежды (с большими пуговицами или липучками);
Маленькие «пупсики» в разных позах.
Кукольная утварь, соответствующая размерам кукол:
· Набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.);
Мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик, стол);
«Предметы гигиены» для кукол – расчески, щетки, мыло и пр.;
«Продукты питания» – наборы овощей, фруктов.
Игрушечные животные – маленькие и средних размеров с реалистичной, достоверной и выразительной внешностью.
Наряду с реалистическими игрушками, для детской игры нужны предметы неопределенного назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона и пр.
Важно помнить, что образные игрушки (куклы, мягкие игрушки и фигурки животных) должны быть простыми и открытыми для игровых действий малыша. С такими игрушками удобно действовать: куклу можно легко посадить на стульчик или уложить в кроватку, собачка может встать на задние лапки, а мишка может хлопать в ладоши. Образ игрушки должен быть четким, реалистичным и узнаваемым для ребенка.
Интерактивные игрушки (плачущие и писающие пупсы, интерактивные роботы-трансформеры и пр.) не позволяют начать игру, поскольку исключают игровые действия и фантазию ребенка!
Продолжение здесь:
http://www.2mm.ru/razvitie/796