Возрастные кризисы развития ребенка
Добавлено: 07 апр 2008, 16:21
Иногда пробегая глазами консультации и форумы в сети, натыкаюсь на следующие жалобы: «Мой ребенок всегда был послушный, внимательный, а недавно его словно подменили – он превратился в неуправляемого монстра! Он/она ничего не хочет, кричит, бьется в истерике, на улице бежит куда глаза глядят и ничего не слышит...Что это такое и что с этим делать?»
Психологи считают подобный негативизм и упрямство типичными признаками возрастных кризисов ребенка.
Возрастной кризис - понятие, обозначающее переход ребенка к качественно новому этапу в развитии. То есть фактически ребенок меняется – старая окружающая среда (ситуация) остается. Чтобы указать взрослым, что ему необходимы новые условия для существования, ребенок «становится» капризным. В пример можно привести кризис года, когда ребенку уже необходима самостоятельность (он ходит, начинает манипулировать столовыми приборами, говорить), а мама продолжает его удерживать и чрезмерно опекать. Таким образом ситуация остается неизменной и уже не отвечает требованиям ребенка, что вызывает приступы негативизма последнего.
Возрастных кризисов пять:
• Кризис рождения
• Кризис 1 года
• Кризис 3 лет
• Кризис 6-7 лет (поступление в школу)
• Кризис подросткового возраста (примерно 13 лет)
Кризис рождения связан с тем, что ребенок попадает в незнакомый мир, его жизнь становится индивидуальным существованием.
Кризис 1 года определяет переход от младенчества к раннему детству. Этот возрастной кризис называют также кризисом становления ходьбы, речи и воли. У ребенка в этом возрасте возникают первые акты протеста и противопоставления себя другим.
В 3 года у ребенка формируется воля, он начинает отделять себя и свои желания от взрослого, тренирует свою независимость и самостоятельность. Данный кризис социальных отношений связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция «я сам». Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».
В 7 лет меняется личностная позиция ребенка, он становится школьником, учится удовлетворять свои желания, согласно приемлемым социальным нормам, действовать по правилам. Ребенок теряет детскую непосредственность и наивность. Иногда его поведение становится вычурным. Переживания приобретают для него свой особый смысл, он начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я злюсь» и учится скрывать свои чувства, происходит разделение внутреннего мира и внешнего.
Кризис подросткового возраста относится к числу острых и напоминает кризис трех лет, только теперь – это «я сам» в социальном смысле. У ребенка появляется склонность к ссорам и к нарушению дисциплины. Одновременно с этим внутреннее беспокойство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. Возникает чувство взрослости. Ребенок стремится взять ответственность за свою жизнь и поступки. Источник здесь
Неплохие подробные статьи о возрастных кризисах с "рецептами" родительского поведения:
О кризисе одного года
О кризисе 3 лет
О кризисе 7 лет
О кризисе подросткового возраста
Психологи считают подобный негативизм и упрямство типичными признаками возрастных кризисов ребенка.
Возрастной кризис - понятие, обозначающее переход ребенка к качественно новому этапу в развитии. То есть фактически ребенок меняется – старая окружающая среда (ситуация) остается. Чтобы указать взрослым, что ему необходимы новые условия для существования, ребенок «становится» капризным. В пример можно привести кризис года, когда ребенку уже необходима самостоятельность (он ходит, начинает манипулировать столовыми приборами, говорить), а мама продолжает его удерживать и чрезмерно опекать. Таким образом ситуация остается неизменной и уже не отвечает требованиям ребенка, что вызывает приступы негативизма последнего.
Возрастных кризисов пять:
• Кризис рождения
• Кризис 1 года
• Кризис 3 лет
• Кризис 6-7 лет (поступление в школу)
• Кризис подросткового возраста (примерно 13 лет)
Кризис рождения связан с тем, что ребенок попадает в незнакомый мир, его жизнь становится индивидуальным существованием.
Кризис 1 года определяет переход от младенчества к раннему детству. Этот возрастной кризис называют также кризисом становления ходьбы, речи и воли. У ребенка в этом возрасте возникают первые акты протеста и противопоставления себя другим.
В 3 года у ребенка формируется воля, он начинает отделять себя и свои желания от взрослого, тренирует свою независимость и самостоятельность. Данный кризис социальных отношений связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция «я сам». Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».
В 7 лет меняется личностная позиция ребенка, он становится школьником, учится удовлетворять свои желания, согласно приемлемым социальным нормам, действовать по правилам. Ребенок теряет детскую непосредственность и наивность. Иногда его поведение становится вычурным. Переживания приобретают для него свой особый смысл, он начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я злюсь» и учится скрывать свои чувства, происходит разделение внутреннего мира и внешнего.
Кризис подросткового возраста относится к числу острых и напоминает кризис трех лет, только теперь – это «я сам» в социальном смысле. У ребенка появляется склонность к ссорам и к нарушению дисциплины. Одновременно с этим внутреннее беспокойство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. Возникает чувство взрослости. Ребенок стремится взять ответственность за свою жизнь и поступки. Источник здесь
Неплохие подробные статьи о возрастных кризисах с "рецептами" родительского поведения:
О кризисе одного года
О кризисе 3 лет
О кризисе 7 лет
О кризисе подросткового возраста